АССОЦИАЦИЯ В ТПП РФ: НА ШАГ БЛИЖЕ К ПРОЗРАЧНОСТИ ГОСЗАКАЗА

Ассоциация ОПППС совместно с СОЮЗЛЕГПРОМ и Торгово-промышленной палатой РФ организовала Круглый стол «Повышение прозрачности госзаказа при поставках медицинских изделий», который прошел 8.12.21 в Библиотеке ТПП РФ по адресу г. Москва, ул. Ильинка, 6/1.

Модераторами КС выступили Президент СОЮЗЛЕГПРОМ А.В. Разбродин и депутат ГД РФ, член Комитета по охране здоровья, Председатель Подкомитета ГД РФ по медицинской промышленности А.П. Петров.

В работе КС приняли участие: В.И. Сергиенко (председатель Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ТПП РФ), В.Е. Бобровская (заместитель директора департамента МИНПРОМТОРГА), В.И.Цибульская (начальник отдела департамента МИНФИНА), Г.К. Бутаев  (заместитель начальника управления РОСЗДРАВНАДЗОРА), Ю.Г. Васин (зам. директора научного центра, член ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА при государственной Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции), В.А. Алексеев (руководитель БЮРО РАССЛЕДОВАНИЙ ОНФ),  М.Ж. Будажапова (руководитель направления по стандартизации ОАО «ИНПЦ ТиЛП»), О.В. Романов (генеральный директор ООО «Медтехстандарт», председатель ТК-011 по медицинским изделиям), Л.В. Чернова (директор Департамента медицинских изделий «ГЕКСА», член комитета ТПП РФ), В.В. Михайлов (учредитель компании «Предприятие ФЭСТ», член Ассоциации ОПППС), И.В. Лобанов (коммерческий директор компании «АКЦЕНТР», член Ассоциации ОПППС), С.В. Петров (исполнительный директор Ассоциации ОПППС), А.А. Волченко (директор департамента ТПП РФ), представители федеральных, региональных ЛПУ и другие лица.

С основным докладом Круглого стола, как один из его инициаторов, выступил С.Л. Жуков – руководитель Комитета СОЮЗЛЕГПРОМ «Медицинский текстиль», член Президиума Ассоциации.

По итогам Круглого стола принято решение об организации Рабочей группы под руководством депутата А.П. Петрова для согласования способов решения проблем, обозначенных выступающими на КС, и их реализации в нормативной документации, в т.ч, в виде поправок и дополнений в ФЗ-44, КТРУ и ОКПД2, приведении ТУ производителей перевязочных средств в соответствие с действующими государственными стандартами, уточнении ГОСТов на МИ и т.д.

Гордимся, что Ассоциация ОПППС внесла большой вклад в успешное проведение КС, собравшего основных участников и регуляторов рынка медицинских изделий.

Надеемся, наш опыт взаимодействия с ЛПУ, производителями медицинских изделий и ведомствами, ответственными за их обращение, будет и в дальнейшем помогать поиску решений в повышении прозрачности рынка, а также рыночной конкуренции его участников для блага потребителей и бюджета государства.  

Ниже приводим выдержки из выступлений всех участников КС, в т.ч. из доклада С.Л. Жукова. Более подробная информация о КС размещена на сайте СОЮЗЛЕГПРОМ souzlegprom.ru

Тон обсуждению проблем задало яркое выступление депутата Государственной Думы, члена парламентского комитета по охране здоровья Александра ПЕТРОВА. Он отметил что огромное количество жалоб населения на используемые средства индивидуальной защиты (маски), может стать причиной для социального конфликта. Причём часто вместо медицинских масок потребителю предлагается фальсификат. Такая ситуация противоречит духу поправок в Конституцию РФ, принятых в прошлом году, когда государство взяло на себя ответственность за здоровье граждан, модифицировав «право на здоровье» в предыдущей редакции Основного Закона. Во время пандемии вопрос качества средств защиты становится вопросом выживания, но государство, по мнению А. Петрова, не может его обеспечить. «Государство взяло на себя гигантскую ответственность за жизнь и здоровье населения, но за этим должны следовать шаги» — подчеркнул он. …В этой связи вопросы прозрачности госзаказа накладываются на недостатки Федерального закона «О контрактной системе…» №44-ФЗ от 05.04.2013.

В свою очередь, заместитель директора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вероника БОБРОВСКАЯ также отметила особую актуальность вопросов качества и безопасности медицинской одежды и медицинских изделий, в том числе, защиту с ее помощью медработников. …

…Среди проблем, связанных с профильным госзаказом, были упомянуты В. Бобровской …. фальсификация, контрабанда и выпуск контрафакта, что требует поиска барьеров в рисках контрактных закупок, недопуска расхода бюджетных средств на контрафакт, что, опять-таки, требует перемен в сфере применения 44-ФЗ.

Валерий СЕРГИЕНКО, председатель Комитета по предпринимательству в здравоохранении и медицинской промышленности ТПП РФ, академик РАН, сказал об острой актуальности заявленной тематики и его поддержке необходимых решений для выпуска качественного медицинского текстиля и, особо, контроля за таковым.

Сообщение Виктории ЦЫБУЛЬСКОЙ, начальника отдела мониторинга …Минфина России, касалось ориентации системы «сдержек и противовесов» в госзаказе на интересы конечного потребителя. А также механизмов повышения эффективности борьбы с фальсификатом. Подробно была рассмотрена процедурная практика Минфина по типизированному описанию номенклатуры, отражённая в его каталогах товаров, работ и услуг (КТРУ) …Также докладчица сказала о работе над КТРУ специалистами различных ведомств, объединяемой Минфином, и обратила внимание (что вызвало полемику у участников Круглого стола), что в случае, если характеристики товара нет в каталоге, то заказчик описание формирует сам.

После этого Председатель Комитета по медицинскому текстилю СОЮЗЛЕГПРОМа Сергей ЖУКОВ выступил с проблемным обзором всей означенной сферы. В том числе, об изделиях, выпускаемых некоторыми производителями по ТУ с характеристиками хуже (ниже), чем в ГОСТ, но имеющих регистрационные удостоверения на них, что противоречит современным требованием стандартизации (была приведена цитата из письма РОССТАНДАРТА) и, в частности, о необходимости выпуска перевязочных средств исключительно из марли с плотностью, указанной в ГОСТ (36 гр/м2), что уже было поддержано ЛПУ на Круглом столе, организованным СОЮЗЛЕГПРОМОМ в марте 2021 г. Также докладчик поднял вопрос об обязательности указания госзаказчиком на ГОСТы изделий при формировании ТЗ конкурсов, и закреплении этого требования в самих документах — справочниках КТРУ и ОКДП2 во избежание вольных трактовок заказчиком и поставщиком формулировки «по согласованию с заказчиком», что зачастую недопустимо снижает качество поставляемой по госзаказу продукции. Одним из ключевых вопросов выступления, поддержанное позже многими участниками Круглого стола, стало заявление докладчика о необходимости введения в обязанность ЛПУ проведения независимой экспертизы третьими лицами в определенных случаях, которые должны быть описаны в ФЗ-44 (в настоящее время в законе установлено только право ЛПУ на такую экспертизу), условия и требования к которой он готов предоставить участникам Рабочей группы, сформированной после Круглого стола. В завершении выступления Сергей ЖУКОВ заявил о необходимости пресечения ввоза в страну фальсификата медицинской продукции с помощью ее экспертизы таможенными органами по опыту других стран, и не дожидаясь, пока она будет выловлена внутри страны специалистами РОСЗДРАВНАДЗОРА.  

Исполнительный директор Ассоциации отечественных производителей и поставщиков перевязочных средств (ОПППС) Сергей ПЕТРОВ рассказал о пользе применения независимой экспертизы на опыте работы Ассоциации и поддержал необходимость ее включение в правовое поле при поставках медицинских изделий в рамках гос. заказа.

Александр ПОНОМАРЕВ, директор тендерно-аналитического департамента ООО «Гекса ― нетканые материалы», довольно четко обозначил основные проблемы сферы профильного госзаказа:

  • кодировка (медицинская одежда не имеет по КТРУ отдельных кодов);
  • отсутствие стандартов в заявках (зачастую в описании ОКПД2 отсутствуют характеристики товара, что позволяет бизнесменам обходит нормы по импортозамещению).

Что в конечном счете приводит к демпингу (на торгах сумма падает до 93% от первоначальной), а значит, к поставкам некачественной продукции.

Выступление Любови ЧЕРНОВОЙ, директора Департамента медицинских изделий ООО «Гекса – нетканые материалы», было посвящено критике административных барьеров («щитов», как она выразилась) в работе ТПП… Что приводит к ощутимым потерям времени, и, как следствие, ― к финансовым убыткам предприятий из-за невозможности законной реализации продукции, а значит к угрозам задержек и невыплате зарплаты.

Касаясь актуальных вопросов применения документов национальной системы стандартизации при государственных закупках, Майя БУДАЖАПОВА, руководитель направления по стандартизации ИНПЦ ТЛП, заместитель председателя ТК 442, не согласилась с мнением по поводу отсутствия необходимых отраслевых стандартов. И подчеркнула, что требования к госзаказчику об обязательном указании им ГОСТов на мед. изделия в аукционной документации следуют из правил применения КТРУ.

Владимир МИХАЙЛОВ, учредитель ООО «Предприятие ФЭСТ», поднял тему о проблемах контроля качества медицинских масок, поскольку нет лабораторий, способных проверить требования к ним. Среди многих вопросов, обозначенных докладчиком, было указано, в том числе, об отсутствии площадки, куда можно сообщить о фальсификате в связи с наличием проблем по обращению в прокуратуру, о частых отказах ВНИИИ МТ в анализе перевязочных средств вследствие большой загруженности  (при том, что это единственное учреждение, заключения которого принимает РОСЗДРАВНАДЗОР), а также о необходимости внесения изменений в ФЗ-44 по возможности проведения независимой экспертизы участниками аукционов в ЛПУ.

Финальным стало сообщение Ивана ЛОБАНОВА, коммерческого директора ООО «УК АКЦЕНТР», об острой необходимости валидации процессов стерилизации для исключения риска фальсификации через периодические инспекционные аудиты и приложения по качеству в КТРУ.

Александр ПЕТРОВ, депутат ГД ФС РФ, член Комитета по охране здоровья:

― У нас действительно назревают изменения в 44-ФЗ, но люди все равно даже то, что мы предлагаем, критикуют. Поэтому нам крайне важно знать позицию производителей медицинских изделий — они могут предложить дополнительные условия, связанные со спецификой продукции.

Самый актуальный на сегодняшний день – вопрос безопасности медицинских изделий. Есть масса вопросов от населения по качеству – защищают эти маски от вируса или нет. В результате люди готовы носить что угодно, лишь бы от них отстали, и это очень плохо. Вопрос вышел в социальную сферу, его подхватывают блогеры, соцсети, это выливается в социальные протесты. Поэтому нам важна позиция и производителей, и контролирующих органов по поводу безопасности.

Ощущается заказной характер критики всего российского производства. На сегодня многое из того что производится в стране весьма высокого качества. Нам удается выходить на экспорт с российской продукцией и удовлетворить потребности в своей стране. Но главный вопрос – а что дальше? Как будет развиваться российская промышленность в части медицинских изделий?

Слушая чиновников, таких шагов я не ощущаю. Спасибо им, конечно, за то, что они готовят каталог – и когда они его сделают, мы уж точно получим массу критики от работников на местах. Например, работая в Еврейской АО (откуда избран депутат. ― Ред.) с этим каталогом, мы можем в половине случаев не выполнить никакие контракты.

Поделиться ссылкой: